Как правильно взаимодействовать с коллекторами

взаимодействие_с_коллекторами_vzaimodejstvie_s_kollektorami

Взаимодействие с коллекторами — Ukrjurist.com.ua рассказывает, что необходимо знать о взаимодействии должника с коллекторами, а также обращает внимание на то, какие приемы при возвращении кредита коллекторам использовать запрещено.
Передача долгов коллекторской компании, прежде всего, зависит от того, существует ли в банке внутренняя служба по работе с задолженностью и насколько она успешно справляется со своими обязанностями.

Взаимодействие с коллекторами

Представители банков уверяют, что способ взыскания, который банк выберет в отношении конкретного должника, зависит от того, насколько заемщик готов идти на контакт, от его кредитной истории и его дисциплины в отношении платежей.
Продажа-покупка долга проходит, как правило, путем заключения договора факторинга, то есть переуступки права требования. Таким образом и появляется у заемщика новый кредитор. Чаще всего продаются «устарелые» кредиты, то есть такие кредиты, по которым регулярные платежи отсутствуют более 5 лет. Само собой разумеется, продажа подобных кредитов производится с дисконтом. И, несмотря на это, банкам, как правило, выгоднее избавиться от проблемных кредитов, чем заниматься возвратом таких долгов, затрачивая и ресурсы, и время.

Но для заемщиков в этом есть и положительный аспект — попадание долга к профессиональным коллекторам дает возможность погасить заем со скидкой. Это вопрос договоренностей между коллекторами и должником. Могут быть достигнуты определенные условия погашения долга – к примеру, применение дисконта или разумной рассрочки в отношении погашения долга.
Коллекторское агентство имеет возможность существенно понизить долг заемщика посредством списания определенного процента долга, иногда до 50% долга. Может быть также применена реструктуризация выплаты долга сроком до 10 лет.
Скидку по долгу получить вполне реально – главное, пойти на конструктивные переговоры с коллектором. Взаимодействие с коллекторами, в любом случае, более выгодно, чем, если бы долг продолжал оставаться в банке. В последнем случае долг бы увеличивался за счет пеней и штрафов. Однако, как правило, с момента начала переговоров с коллекторами, задолженность заемщика замораживается.
Работа с проблемным долгом обычно проводится коллекторами в три этапа. Первый этап — должника пытаются убедить по телефону погасить долг. Этот этап у коллекторов считается «мягким» подходом. После этого коллекторы используют более жесткий вариант – пытаются встретиться лично с должником либо по месту жительства, либо по месту работы. Третий этап работы коллекторов — подача иска в суд. Но, обычно, главная задача коллекторской работы – добиться возврата проблемного долга, не доводя дело до судебных разбирательств.

Обратите внимание: коллекторы должны работать в рамках закона

В Украине насчитывается всего порядка десяти профессиональных коллекторских агентств. Профессионалы, как правило, в своей работе не выходят за рамки закона. Профессиональный подход в коллекторской работе не допускает какое-либо физическое насилие, а также несанкционированные действия, которые противоречат Законам Украины.
Однако, на практике бывает случаи, когда заемщики встречаются со стороны коллекторов с нарушением законодательства. Коллекторские агентства нередко используют всоей деятельности нарушающие закон методы. К таким методам относятся, к примеру, визиты по месту жительства заемщика или же телефонные звонки в период времени с 22.00 до 7.00 часов, угрозы в адрес заемщика, распространение о должнике неправдивой информации, не предоставление информации заемщику, а также сознательное завышение суммы долга, пени и штрафа.
Угрозы, запугивание заемщика и его родных, осуществление звонков ночью или поздно вечером, рано утром, то есть во внеурочное время, однозначно недопустимы. В подобных случаях можно рекомендовать заемщику обратиться с заявлением о вымогательстве в правоохранительные органы.

Чаще всего действия коллекторов подпадают под следующие нормы Уголовного кодекса Украины:
• ст.162 «Нарушение неприкосновенности жилья».
• ст.182 «Нарушение неприкосновенности частной жизни, выражающееся в незаконном сборе, хранении, использовании и распространении информации о лице без его согласия»,
• ст.189 «Вымогательство»,

• ст.355 «Принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств»,

Чтобы эффективно осуществлять в таких случаях взаимодействие с коллекторами, необходимо выяснить данные юридического лица коллекторского агентства, представитель которого обратился к заемщику. Нередко коллекторы игнорируют такие вопросы, продолжая использовать агрессивную манеру общения. В данном случае нужно зафиксировать с помощью аудио или видеотехники подобные агрессивные обращения. И сообщить об этом коллекторам, предупредив их о намерении обратиться в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве, на основании ст. 189 УК Украины. Нередко осведомленность о своих правах заемщика пресекает подобные действия со стороны коллекторов.

Погашение потребительского кредита

Возврат проблемных кредитов не является профильной деятельностью банков. Чтобы сохранить ликвидность, освободить резервы и восстановить функцию кредитования, банки прибегают к продаже проблемных кредитов коллекторским агентсвам и компаниям, осуществляя тем самым переуступку права на долг.
Согласно ч. 11 ст. 11 Закона Украины «О защите прав потребителей» кредитору при обращении с требованием о погашении потребительского кредита запрещается производить следующие действия:

1. предоставлять ложную информацию о последствиях неуплаты потребительского кредита;
2. изымать продукцию у потребителя без его согласия или без получения соответствующего судебного решения;
3. указывать на конвертах с почтовыми сообщениями информацию о том, что они касаются неуплаты долга или потребительского кредита;
4. требовать взыскания каких-либо сумм, не указанных в договоре о предоставлении потребительского кредита;
5. обращаться без согласия потребителя за информацией о его финансовом состоянии к третьим лицам, связанным с потребителем семейными, личными, деловыми, профессиональными или другими отношениями с потребителем;
6. совершать действия, которые считаются нечестной предпринимательской практикой;
7. требовать возврата потребительского кредита, срок давности которого истек.

Также, в соответствии с п.2,3 ч. 5 ст. 19 Закона Украины «О защите прав потребителей» как агрессивные запрещены такие виды предпринимательской практики, как осуществление длительных и/или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставлении жилья; осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия на это потребителя.
Также рекомендуем помнить, что отношения между финансово-кредитным учреждением и заемщиком имеют характер гражданско-правовых. Должник по кредитному договору уголовной ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств не несет, если в его действиях, конечно же, не будет состава преступления. Нередки случаи, когда коллекторы будут уверять в обратном и убеждать заемщика в уголовной ответственности за его действия.
Если сложилась ситуация, что в результате действий представителей коллекторской компании ухудшилось самочувствие у физического лица, необходимо обратиться к врачу за получением медицинского заключения, получить соответствующее медицинское заключение для последующего обращения с иском к коллекторам о возмещении морального вреда.

Нередко банки и коллекторские компании нарушают установленную законом процедуру замены кредитора в обязательстве, это дает возможность заемщику обратиться в суд с исковыми требованиями о признании недействительным договора о замене кредитора в обязательстве.

Все нюансы правильного взаимодействия с коллекторами могут быть выяснены на консультации у юриста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>